?

Log in

No account? Create an account
Афантикинапол.
эпикурейская столица
"Беседы о русской культуре". гл. 2-я. Леонид Федоров. 
26th-Dec-2006 02:28 pm
сурки
Под катом мое интервью с музыкантом Леонидом Федоровым. Оно музыкантское, узко специализированное и полностью посвящено интересному мне вопросу: соотношению спонтанности и деланности в процессе создания музыки. Иными словами – музыка рождается, или производится?
Вопрос не праздный. 99% всей той музыки, что мы слышим, именно производится. Причем в промышленном порядке. Музыка – самая тонкая, воздушная ткань общественной реальности, лепится как пельмени, так же упаковывается, расфасовывается и продается в супермаркетах. Это не плохо. Просто это так.
Этот вопрос в ответ порождает массу других. Например, а нуждается ли вообще музыка в делании? Нужно ли заниматься оформлением песни, если возможна, так сказать, «песня сама по себе»? Как продукт спонтанных интуитивных переживаний автора. Нужна ли песне аранжировка? Поясню контекст. В свое время я носился с этой идеей, цитирую сам себя по старому интервью с сайта:
«…Идеальная песня существует в чистом виде. Сама по себе. Песня «плач», песня «молитва», песня «смех». Что бы вытащить это в песне, что бы донести ее идеальное содержание, нужно для начала учиться игнорировать ее форму. Не важно, какие аранжировки будут в песне. Не важно как она сделана. Более того, про что петь - тоже не важно. Ты можешь петь, про что угодно и играть как угодно, но при этом не передашь ни грамма полезной информации. Большинство песен сделано именно так, мы их постоянно слышим вокруг себя, что в них ничего нет, их вообще нет. Возможно, там что-то и было, когда автор увидел песню, но в дальнейшем процессе сочинения (сочинения слов, аранжировки и пр.) автор ее убил. Не нужно «сочинять», нужно вытаскивать. Они лежат там все уже давно. Поэтому главное не в вопросе «как», а в вопросе «зачем»? Зачем ты это делаешь? Зачем ты поешь песни? Если ты сам себе способен ответить на этот вопрос, значит все в порядке…».
Теперь у меня несколько иное мнение и на эту тему, если кому-то интересно, могу потом отпостить. Но, речь здесь не обо мне, речь о Леониде Федорове.
То, что природа песни самоценна и не нуждается в аранжировках, известно давно. Леонид Федоров – замечательный мелодист, со своей уникальной психогенной подачей. Идея «смерти композиторства», к которой он в итоге пришел, мне представляется абсолютно закономерной для его творчества.
«Конец эпохи композиторов» - концепция композитора Мартынова. Во многом она пересекается с концепцией «смерти автора» в современной философии. Общие условия – эпоха победившего постмодернизма, в которой мы тут все имеем честь. В постструктурализме, как известно, весь мир, весь универсум – это текст. В концепции Мартынова-Федорова таким текстом является музыка. Но, есть между двумя этими установками и различия, причем онтологического свойства. В разговоре с Федоровым я не углублялся в эту тему. Мне было важно узнать в первую очередь его принципиальную позицию. Он ее убедительно высказал.
Этот кусок интервью взят перед концертом Федорова в ростовском клубе «Подземка», неделю назад. Полноценное интервью, с другими темами, не касающимися этой, выйдет в февральском номере журнала «Кто Главный».


"ДЕЛАНИЕ МУЗЫКИ УБИВАЕТ МУЗЫКУ".

Третьяков: - На днях у вас выходит новый альбом «Красота». Откуда такое название?
Федоров: - Этот альбом мы записали с Владимиром Волковым. Это как бы заключительная часть нашей трилогии «Таял» и «Безондерс». Почему «Красота»? Ну, наверное, потому, что музыка красивая.
Т: - А чем-то он принципиально отличается от предыдущих работ? От того же «Безондерса» на стихи Введенского?
Ф: - В нем вообще нет поэзии (улыбается).
Т: - Совсем?
Ф: - Да (улыбается). Тексты есть. Их писали Андрей Смуров из Амстердама и питерец Артур Молев. Авторы песни «Бен-Ладен». Но, это не поэзия, это - «антипоэзия». Слушать надо. Мне трудно так сразу сказать, что там принципиально нового. Я в каждой пластинке стараюсь делать что-то новое. Сэмплов там не много, больше живой музыки. Это не возможно вживую исполнять. По крайней мере, мне одному. Так что мы еще сами пока не представляем, как все это будет выглядеть вживую.
Т:- После смерти Хвоста, вы как-то выпали из участия в его творческом наследии? Я знаю, что планировался трибьют его песен, вы будете в нем участвовать?
Ф: - Не знаю. Я хочу сделать альбом не по его песням, которые все знают, а именно по его поздним стихам, совершенно замечательным. У Хвоста есть книжка «Верпа». У меня идея сделать альбом по этой книжке. Я хочу, что б получился совершенно другой, ни на кого не похожий Хвост. Я думаю, со временем, мы воплотим эту идею.
Т: - Много разговоров об альбоме, записанном в Америке. В котором играют Марк Рибо, Джон Медески из MEDESKI, MARTIN & WOOD, трубач Фрэнк Лондон из The Klezmatics, саксофонист Нед Ротенберг. Это ведь все главные музыканты мира за последние лет десять.
Ф: - Все так и есть. Альбом записывался в Нью-Йорке. Нам повезло, что вместе с нами играют такие замечательные музыканты.
Т: - Музыка полностью импровизационная, или песни заранее написаны?
Ф: - Песни были заранее придуманы, какие-то, даже игрались до этого на концертах. Но, писалось все это дело спонтанно, сходу.
Т:- Марк Рибо не играл ключами от квартиры, как на пластинках Тома Вейтса?.
Ф: - Не знаю (улыбается). Я играл на гитаре и пел, а Рибо, кстати, тоже играл на гитаре. Сейчас пластинка в стадии сведения. Как все это будет называться, пока не знаю. Есть идея пригласить всех этих музыкантов поиграть с нами на презентации в России. Что б люди порадовались.
Т: - Леонид, многие люди, знакомые с вашим творчеством только по группе «АукцЫон» недоумевают – почему так сильно изменилась ваша муза. В какой момент это произошло и что стало тому причиной?
Ф: - Я могу сказать так, я пытаюсь сейчас, как можно меньше придумывать. Эти вещи происходят сами. Они либо происходят, либо нет. В какой-то момент, это было в период записи пластинки «Птица», я понял, что меня больше не устраивает какая-то за данность, определенность в музыке. Меня не устраивает конкретика. Меня больше всего радует такие «как бы случайные» вещи, в кавычках, потому что на самом деле случайного нет ничего.
Т: - Об этом я и хотел с вами поговорить.
Ф: - Тут дело такое. Я все эти годы имел свой интерес – я хотел, что бы моя музыка радовала, прежде всего, меня самого. И учась на собственном опыте, я пришел к выводу, что чем меньше я буду думать о том какой должна быть моя музыка, тем она будет мне самому интересней. Теперь я пытаюсь придумывать уловки, что бы они как можно больше давали свободы людям, которые со мной вместе играют. Что бы моя музыка могла меня удивлять и радовать. Поэтому, мои вещи с одной стороны становятся все более и более примитивными, а с другой – возможности музыки расширяются.
Т: - Песни становятся все более открытыми для интерпретации?
Ф: - Да, именно так. Их форма становится абсолютно открытой. Симфонической, или камерной - не важно. Музыка, на мой взгляд, изначально, как идея не должна нести ничего лишнего, она спонтанна. Это уже потом в процессе делания музыки ты начинаешь что-то там придумывать, привносить. И получается лживо. Идея выраженная - есть ложь. Когда музыку начинаешь делать - она начинает терять свои первоначальные волшебные свойства. Становится ложной.
Т: - Она в первую очередь начинает обманывать лично вас?
Ф: - Да. Я долго к этому шел. Я долго не мог для себя все это сформулировать. Раньше я не мог понять, почему так? Почему, например, моя песня мне не нравится? Мы так долго работали над песней, а мне она не нравится. А просто в процессе делания песни мы утеряли ее первоначальные свойства. Утрачивали самое главное - изначальный аргумент песни. Поэтому понятие аранжировки для меня уже лет десять как утеряно. Я не занимаюсь больше аранжировками, не люблю их. Более того, я считаю, что аранжировки вредны. Они губительны для музыки. Делание музыки убивает музыку.
Т: - Но ведь именно в процессе такого производства музыки и заключается деятельность композитора?
Ф: - Хотя я и люблю и уважаю многих гениальных композиторов из тех которые были и тех, которые возможно еще будут рождаться и жить, я, тем не менее, считаю, что композиторство – это больше не путь. Есть, например Бах, Бетховен, а есть пигмеи. И те и другие пишут музыку. Только классики пишут по-своему, а пигмеи попами трутся друг о друга и тоже выходит музыка. На самом деле и музыка классиков и пигмеев, они обе - абсолютно сопоставимы. В таком случае теряется весь смысл композиторства. Зачем? Я больше не верю в композиторство.
Т: - Это как раз то, что Мартынов назвал «концом эпохи композиторов».
Ф: - И на самом деле сказал точно. Поэтому мы с Мартыновым сейчас работаем вместе.
Т:- По моему мнению, подобная трактовка музыки очень характерна для восточной философии, с ее сугубо созерцательным интуитивным подходом к творчеству.
Ф: - Не знаю. На Востоке по-своему, у нас по-своему, я думаю.
Т: - Просто на эти темы много говорят, а объединил все подобные трактовки еще Джон Кейдж. Мне кажется, Мартынов должен любить его музыку.
Ф:- Не знаю, Мартынов любит музыку барокко. Волков тоже. Дело не в том, кто что любит. Каждый до этого может дойти, если есть потребность. Музыка – это одно из немногих искусств, которое отображает окружающую реальность. Какова реальность происходящего вокруг – такова и музыка. Я говорю здесь только об адекватной музыке. Бах, Бетховен – адекватные композиторы. Есть не адекватная музыка, которая ничего не отражает.
Т:- Приведите пример.
Ф:- Любая музыка, которая сейчас несется отовсюду. Все эти «тату» и «нана» - это не адекватная музыка. Та музыка, которая нас атакуют отовсюду, она не адекватна.
Т: - А например японский «нойз»? Он адекватен? The Ruinse, или там Отомо Йошихидо?
Ф: - Есть адекватная музыка, есть не адекватная, а есть еще музыка будущего. Отомо Йошихидо – сейчас мой самый любимый музыкант. Японцы больше всех в мире нацелены в будущее. Я помню, как ходил на его концерт. В Москву он приезжал, в клуб «Дом». Мы пришли с женой на его концерт и просто легли на пол. Мы лежали на полу, потому что такого я никогда еще не слышал. А звук! В какой бы точке зала ты не находился его музыка такова, что когда ты ее слышишь, то как будто сидишь в наушниках. Абсолютно физическое ощущение, что ты не слушаешь музыку ушами, а она в твоей голове. Я такого не испытывал ни до, ни после. Никогда. Причем это настолько мощно, что по сравнению с Йошихидо – вся музыка, существующая в мире это просто пиликание.
Г: - У меня такое ощущение, будто его музыка не двигается вообще. Она как бы концентрируется в одной точке. Как дерево, просто растет из одного места и все. Музыка абсолютного покоя.
Ф: - А музыка и должна находится в покое. Дело даже не в этом. Японцы – это нация, нацеленная на будущее, и в музыке они опять впереди всех потому, что их музыка абсолютно адекватно отражает современную реальность. А у Йошихидо музыка уже там, в будущем. До нее вообще не дотянуться.
Т: - А вы никогда не сталкивались с эстетической халявой в подобном подходе?
Ф: - У таких музыкантов не может быть никакой халявности. Это зависит от уровня музыканта. Я могу рассказать такую историю, Владимир Волков был когда-то на концерте Сержа Гинзбурга. Как потом оказалось, он был на одном из его последних концертов. Ну, шансон - кабак и кабак, подумал Володя. Он тогда еще плохо знал английский, а Гинзбург вел концерт на английском. Гинзбург ничего не пел, ни на чем не играл. Он только говорил и все. Я ничего не понимал, - говорит Володя, - но я два часа не мог оторвать взгляд от сцены. Было ощущение, что этот человек мне все два часа пел красивейший блюз.
Вот это магия! Если это мастер, то не важно, что он будет делать. Если мастер включен, он не может сыграть плохо. Халява может произойти, только если ты выключился. А есть по настоящему большие мастера, они вообще не допускают халявы. Они не могут себе этого позволить. Волков сам такой же. Когда мы с ним еще в первый раз писались. Мы писались, писались. Вроде записали все песни. А потом стали их дописывать. А Волков каждый раз играл по-новому, в каждом дубле не просто играл хорошо, а полностью все переосмысливал. И я обалдел просто от такого подхода. Я, например, слушаю все его восемь вариантов дорожки. И понимаю, что выбрать одну необходимую мне для записи я не могу. Они все настолько хороши. В них ни одной лишней ноты! И у меня просто крыша поначалу поехала. Я не мог понять, что мне делать со всем этим? Как быть? Такие люди просто не могут позволить себе халяву. Они либо играют, либо нет. Но, независимо от того, что они играют – они включаются, и все.
Т:- Но, бывают же неудачные концерты?
Ф:- У всех они бывают, если человек по каким-то причинам не включился.
Т:- А куда музыкант включается? В ноосферу Вернадского? В некое информационное пространство?
Ф:- В музыку.
Т:- Что значит «в музыку»? Музыка существует сама по себе, или автор включается сам в себя?
Ф: - Нет, ничего подобного. Не сам в себя, а в конкретную музыку. Дело не в обмене энергий, об этом часто любят поговорить, ни в чем таком. Можно все что угодно свести к энергообмену. Музыка происходит в определенный момент времени. Если ты ему соответствуешь, на самом деле, если ты музыкант – ты включаешься. Артист может, что-то не понимать, тогда он просто не будет включаться, не будет участвовать и все. Музыка и музыканты могут не подходить друг другу. Всякое бывает.
Т: - Желаю вам сегодня нормальной подключки.
Ф: - Спасибо и вам.
Comments 
26th-Dec-2006 11:51 am (UTC)
Извините, Денис, но, по-моему, "Верпа" (книга Хвоста).
26th-Dec-2006 11:55 am (UTC)
Спасибо! Щас исправлю.
26th-Dec-2006 12:03 pm (UTC)
Виолончелист?
(Deleted comment)
26th-Dec-2006 12:23 pm (UTC)
Спасибо! Очень интересно!
26th-Dec-2006 03:46 pm (UTC)
Холодно?
26th-Dec-2006 12:48 pm (UTC) - иллюстрация к интервью
27th-Dec-2006 09:17 am (UTC) - Re: иллюстрация к интервью
Мишенька! Скинь сюда какую ни будь фотку, что ты снимал во время этого интервью. Если не жалко. И не ту, конечно, что в журнале будет.
26th-Dec-2006 12:51 pm (UTC)
да, публикация такого текста "Хто главный" - это забавно, если не сказать революционно
27th-Dec-2006 09:19 am (UTC)
"Кто Главный" молодцы, ваще! Они, в отличаи от других одинаковых гламур-изданий, постоянно идут на всякие эксперименты. Потому и читать их интересно.
26th-Dec-2006 12:52 pm (UTC)
спасибо, хорошее интервью. ИМХО, музыка спонтанная и музыка сделанная - это две разные вещи, конечно, обе могут быть хороши и обе могут быть отвратительны.
27th-Dec-2006 09:25 am (UTC)
Безусловно. Я бы даже заметил, что в природе нет ничего хуже когда импровизация в музыке вызывает зевоту. Например, когда гитарасты-металлисты херят классику. Почему Господь терпит Зинчука, Мальмстина и им подобных?
26th-Dec-2006 01:00 pm (UTC)
Ого. Почему-то представить себе и не мог, что Фёдорову Йошихидо нравится.
27th-Dec-2006 09:26 am (UTC)
Федоров очень ищущий человек.
26th-Dec-2006 01:09 pm (UTC)
Денис, позволишь покидать ссылы на интервью?
26th-Dec-2006 03:46 pm (UTC)
Сколько угодно, заранее спасибо.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
26th-Dec-2006 07:48 pm (UTC)
Здорово и злободневно!
Спасибо, Денис!
...на днях поняла, что абсолютно не могу слушать бардов
- они мертвые, они как мебель покрытая пылью...
27th-Dec-2006 09:28 am (UTC)
Барды-бардам рознь, не так ли? Кого-ты имеешь в виду, Митяева и "Ивасей"?
26th-Dec-2006 11:43 pm (UTC)
"Теперь у меня несколько иное мнение и на эту тему, если кому-то интересно, могу потом отпостить".
Мне интересно. Прошу отпостить
27th-Dec-2006 09:32 am (UTC)
Я попытаюсь по позже. Очень сложно все это словами выписать.
27th-Dec-2006 08:24 am (UTC)
Читал интервью. Опоздал на работу. Спасибо :)
27th-Dec-2006 09:33 am (UTC)
Ну, ты даешь!
27th-Dec-2006 10:52 am (UTC)
Не согласен с Федоровым по поводу того, что музыка Йошихидо - это нечто из будущего. Будущее уже настало. Эту музыку слушают здесь и сейчас. Видимо Федоров хотел сказать, что подобные вещи когда-то станут популярными, но нет. Этому никогда не бывать. Всегда будет деление на мейн-стрим для народа и что-то ещё для всех остальных. И для народа всегда будет звучать пресно, кисло, вяло, банально, противно... но все эти эмоции будут только у второй категории людей, которых всегда будет намного меньше. Даже, скорее всего, в будущем их будет ещё меньше в процентном соотношении чем сейчас. Это просто вопрос эволюции человека. Регресса развития человеческого мозга. Чем сильнее интеллект, тем более изысканную пищу он требует.

И ещё... не согласен в том, что такая музыка только у Йошихидо. Скорее это просто вопрос авторитета. Есть масса исполнителей, которые могут убить наповал своим живым выступлением.

И вообще не разделяю идею национализма в музыке, "Японцы смотрят в будущее". Ерунда. Весь вопрос не в том, кто куда смотрит, а в том, на сколько жаден мозг человека к новому... новому звуку, которого он не слышит, но голодает по нему. И от страны это не зависит. Это скорее бренд... Японская музыка, японский звук. Есть много исполнителей Японского нойза за пределами Японии, очень достойных и почитаемых.

Проблема такой музыки сегодня в том, что её стало очень много. А слушают только авторитетных исполнителей, которые появились раньше других, потому что слушать все просто не возможно физически.

И на счет музыки будущего. У меня есть мнение по этому поводу... Как я уже сказал - музыка настоящего - это пост-индустриальная музыка. Её считают музыкой будущего лишь по привычке. Ну так было принято счетать в 80-е, 90-е. Режиссеры включали в свои фантастические фильмы всякие нойзовые темы, представляя это как звук из грядущих дней. Но дни наступили, пришел цифровой звук, такую музыку стали делать в промышленных масштабах, причем и не скажешь что без таланта, все очень интересно... Но уже не новое... а мозгу кушать хочеться.

Это все равно, что назвать ЫЧА-джаз или музыку Шёмбрега музыкой будущего. Её как не слушал мейнстрим в своё время, так не слушает и сейчас. И нойз не будут.

А какая же она тогда - музыка будущего? Я уверен, что будущее за слиянием стилей. Самых разных. Создать какой-то новый чистый стиль уже не реально. Пост-индастриал был, пожалуй последним этапом в этом направлении. Ну что может быть чище белого шума? Про смешивания стилей пост-иднустриальной музыки уже тоже говорить не приходится, смешали все со всем во всех пропорциях, какие только можно было представить.

Если проанализировать те стили, которые были открыты последними, то легко видеть, что они представляют нечто иное как смесь других - чистых стилей. Взять тот же Трип-Хоп. Смесь эмбиента, брейк-бита, речитатива, женских вокальных партий и иногда гитарных рифов. Ню-метал, рэп-кор был и т.д. Тенденция продолжается. Смешивают живой джаз с электроникой, смешивают пост-индастриал с металом. Все это живет, дышит, меняется, музыка будущего уже есть в сети. Просто музыки стало так много, что стало проще сделать то, что ты хочешь услышать, чем найти нечто уже созданное. Наступила эпоха экспериментальной музыки. Правда хлеб у академических композиторов всегда будет... Ведь для мейнстрима же кто-то должен писать музыку. Глупо ведь будет видеть выходит Петросяна на сцену под жосткий дрон-эмбиент. ;)

DIXI.
27th-Dec-2006 12:01 pm (UTC)
\\\Мы пришли с женой на его концерт и просто легли на пол. Мы лежали на полу, потому что такого я никогда еще не слышал. А звук! В какой бы точке зала ты не находился его музыка такова, что когда ты ее слышишь, то как будто сидишь в наушниках. Абсолютно физическое ощущение, что ты не слушаешь музыку ушами, а она в твоей голове. Я такого не испытывал ни до, ни после. Никогда.\\\
У меня похожие ощущения от группы Любе...
Соседи включают иногда.
.
По-моему человечество вполне может обойтись без музыки.
27th-Dec-2006 12:40 pm (UTC) - Jumping Jesus
Anonymous
Ах-Ах-ах!!! "Музыкальные пигмеи"..."Деланье музыки"...Херь собачья!!!
Человек с детства с музыкой.Он ее в себе накапливает не задумываясь.Копит свой музыкальный опыт.Особенно человек склонный к музыке с детства.Кто поодаренней,типа нашего "гиганта"-Федорова(которого,кстати,очень люблю слушать),выдают нагора сплав из накопленного в саамых диковинных комбинациях.Естественнно такие люди-меломаны и накопленный музыкальный опыт у них громаден!Поди потом разбери,где ТАТУ а где Бах! "Не делаю аранжировок..."
Лапшу вешает!А когда он свои нойзы на компе в Кубейсе собирает-это он не аранжировки делает?
Прости Денис Анатольевич и Вы дядя Леня,что так грубо я,но в божественное происхождение музыки как-то не верю я.А уж откуда что пошло-другой вопрос.
Jumping Jesus - Anonymous - Expand
(Deleted comment)
28th-Dec-2006 12:07 am (UTC)
Видно сильно что сырой? Нет, почти не редактировал. Междометия убрал, некоторые речевые повторы. Стилистика речи чуть изменилась, стала более сухой и немного даже интонационно чужой живой речи Федорова, пришлось так сделать что бы текст сжался. Но, больше ничего не делал. Не правил, оставил как есть. Диктофон поджевывал пленку, когда он говорил о Гинзбурге, в этом абзаце некоторые слова и фразы срезались.
Jumping Jesus - Anonymous - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded Jun 25th 2019, 3:35 pm GMT.